Средства крепления грузов в вагонах

Средства крепления грузов в вагонах

Средства крепления грузов в вагонах – это проволочные или тросовые стягивающие, растягивающие, увязывающие, обвязывающие устройства, металлические и деревянные опоры, щитки, подставки, другие технические приспособления, обеспечивающие неподвижную фиксацию грузов, независимо от их веса, габарита. К железнодорожной платформе крепят стальными болтами, скобами, шпильками, гвоздями, иными крепежными элементами. Могут быть разового или длительного применения. Соответствуют статье 9 главы 1 приложения 3 «Соглашения о межгосударственном грузовом сообщении по железной дороге СМГС»‎, дополненного 01.07.2021 г.

Перечень и краткое описание основных средств крепления грузов в железнодорожных вагонах

Средства фиксации делятся на гибкие (проволочные, тросовые) и жесткие (из деревянного бруска или металлического профиля) конструкции. К гибким относятся:

Гибкие средства крепежа Краткое описание
1 Стяжка Стягивает фиксируемые элементы
2 Растяжка Закрепляется одним концом за груз, вторым концом за платформу, создает натяжение между этими точками
3 Увязка Объединяет отдельные части груза
4 Обвязка Опоясывает груз, двумя концами крепится за увязывающие устройства платформы

При изготовлении стягивающих, растягивающих, увязывающих, обвязывающих устройств используют стальной сортовой прокат, произведенный способом горячего деформирования:

  • круг ГОСТ № 2590 от 2006 г;
  • полоса ГОСТ № 103 от 2006 г;
  • квадрат ГОСТ № 2591 от 2006 г;
  • проволока низкоуглеродистая ГОСТ № 3282 от 1974 г;
  • металлические тросы, цепи, гибкие крепления.

Толщина круглого проката не меньше 0,5 см, площадь прямоугольного, квадратного сечения прутков от 0,2 см² и выше. Поверхность проволоки, прутка, полосы имеет цельную структуру, без заусениц, расслоений, других механических дефектов.

К жестким креплениям относят стойки, брусья, подкладки, щитки, другие элементы из стали, древесины лиственных и хвойных пород.

Крепление растяжек, обвязок в железнодорожных вагонах

Стандартные железнодорожные вагоны состоят из продольных, шкворневых, боковых балок, настила, торцевых и боковых бортов.

К крепежным устройствам относят:

  • скобы для стоек по периметру основания;
  • крепления для опор на концевой балке;
  • скобы по бокам для увязки контейнеров;
  • устройства на полу для увязки груза.

В полувагонах используют устройства для нижней увязки (косынки), устройства для средней увязки (на высоте 1,1 - 1,2 м от днища), устройства для верхней увязки (скобы на внутренней и внешней стороне сверху находящегося бруса), а также внешние устройства для увязки на концевых балках.

Внимание! Нельзя прикручивать элементы гибкой фиксации к скобам для установки деревянной обшивки, на последнем брусе, на внешней части торцевых и боковых бортов.

Допустимо применение сборных, комбинированных растягивающих и обвязывающих устройств при условии, что расчетная прочность соединяемых частей не ниже заявленной.

Обвязывающую нить на ж/д платформе прикрепляют за две скобы для монтажа стоечных опор, расположенные по обе стороны вагона, напротив друг друга.

Формирование растяжек в вагонах

Растяжки создают натяжное усилие между устройствами для увязки груза и увязки ж/д платформы.

Рассмотрим три распространенные схемы формирования растяжек:

  • Первый конец проволоки несколько раз продевают через устройство для фиксации к вагону, после чего накручивают на основание. Второй конец постепенно просовывают сквозь устройство для увязки груза и полувагона, формируя необходимый слой навивки, после чего его увязывают на устройстве полувагона, накручивая оставшуюся часть на то же основание в аналогичном направлении. Концы для фиксации к вагону должны иметь длину больше 0,5 м. Посередине длины нити растяжку скручивают в том же направлении до получения необходимого натяжения.
  • Нить медленно продевают через устройство для увязки полувагона и складывают вдвое, образуя пучок из двух равных по длине частей. Данный пучок поэтапно заводят в устройство для увязки груза и полувагона, формируя витки в нужном количестве. Концы длиной больше 0,5 м по отдельности несколько раз пропускают вокруг устройства для увязки полувагона и обматывают вокруг основания. В середине растяжки производят скрутку в направлении ранее выполненной увязки.
  • Изготавливают прядь, состоящую из двух непрерывных жил. Прядь постепенно проводят сквозь устройство для увязки полувагона и перегибают, заранее оставив один край длиной 0,5 м. Каждую из нитей последовательно пропускают через устройство для увязки груза и полувагона, создавая витки. После этого оставшиеся концы дважды пропускают через устройство для увязки полувагона и закручивают вокруг основания в том же направлении, что и первые два конца. В середине растяжки делают скрутку до получения необходимого натяжения.

Скручивают растяжку равномерно по всей длине. При длине растягивающего устройства, превышающей 15 м, допускается выполнение двух скруток, равномерно расположенных между собой и местами увязки на вагоне. При наличии перегибов растягивающего устройства – скрутки производят на каждом участке длиной больше 0,3 м.

Внимание! Количество витков растяжки должно быть четным. Это позволяет равномерно распределить нагрузку на каждую нить. При диаметре проволоки от 6 мм и больше не рекомендуется использовать больше 4 витков. При формировании растяжек нужно предотвратить возможность трения проволоки об платформу во время ее движения.

Возможность замены проволоки другим диаметром

В соответствии с техническими характеристиками закрепляемого груза подбирают диаметр проволоки для его фиксации.

В некоторых случаях поврежденную проволоку можно заменить на аналогичную с другим диаметром:

Число нитей проволоки диаметром 6 мм, которых нужно заменить Число нитей проволоки, равной по прочности, толщиной, мм
4 4,5 5 5,5 6,3 6,5 7 7,5 8
2 6 4 4 4 2 2 2 2 2
4 8 6 6 4 4 4 4 4
6 8 8 6 6 6 4 4
8 8 8 6 6 6

Заменяемая часть проволоки по прочности, другим техническим характеристикам не должна уступать предыдущей.

Замена проволоки на стальные канаты

Для тросовых стягивающих, растягивающих, увязывающих, обвязывающих устройств используют стальной канат двойной свивки диаметром от 5 мм с разрывным усилием не ниже 1320 кгс.

Допускается возможность замены поврежденной проволоки стальным тросом при соблюдении следующих соотношений:

Число нитей проволоки диаметром 6 мм, для замещения Толщина каната, мм, не меньше
2 5
4 6,4
6 8
8 9,1

Важно, чтобы разрывная нагрузка устанавливаемого каната была не меньше аналогичного показателя проволоки.

Тросовые зажимы и их затяжка

Зажим тросовый представляет собой U-образную скобу с перемычкой, затягивающейся двумя гайками с помощью резьбового соединения. Внутренний размер зажима должен превышать диаметр троса на 1 - 1,5 мм.

Затяжное усилие зависит от диаметра троса следующим образом:

Диаметр троса, мм, не меньше Количество зажимов, шт., не меньше Затяжное усилие, кгс м
5 3 0,2
6,4 0,4
8 4 0,5
9,1 0,7
12 1,5
13 2,4
14
16 3,6
19 5 5
22 7,9

Зажимы должны иметь гладкую поверхность, без трещин, заусенцев, механических дефектов. Изменение геометрической формы зажима способом нагрева, изгиба недопустимо.

Натяжное устройство

Натяжение тросовой растяжки обеспечивает специальное натяжное устройство.

Предусмотрены следующие комбинации натяжных элементов:

  • скоба – скоба;
  • захват – захват;
  • проушина – проушина;
  • захват – проушина (кольцо).

Контргайки препятствуют самопроизвольному раскручиванию. Талрепы по техническим параметрам должны соответствовать нормам ГОСТ, ОСТ, ТУ, другой технической документации. Концы тросов не должны быть расплетены, иметь оборванных проволок. Зажим устанавливают как можно ближе к петле троса. Дублирующие два зажима размещают на одинаковом расстоянии между собой, равном 6 - 8 диаметров троса. Перемычка зажима покрывает несущую часть троса. При монтаже, изначально, гайки затягивают на 20 - 30%, окончательно поджимают после натяжения талрепом.

Стяжки и увязки в вагонах, рекомендации по выполнению

Стяжку формируют из цельного отрезка проволоки. Заявленная прочность должна быть не больше прочности отдельных элементов.

Рекомендовано использование двух или четырех нитей. Этого достаточно для прочной фиксации соединяемых элементов, создания необходимой натяжки между средствами крепления.

Увязку формируют из цельного отрезка проволоки. Нити должны находиться в одной плоскости, плотно прилегать друг к другу, иметь непосредственный контакт с грузом или изолирующим материалом. Количество нитей зависит от особенности используемого материала, веса и габарита груза, технического задания. Концы нитей скручивают межу собой не меньше пяти раз.

Подкладки и прокладки на железнодорожных вагонах

Подложки, подкладки, прокладки изготавливают из лиственных или хвойных пород дерева, соответственно по ГОСТ 2695 от 1983 года, либо ГОСТ 8486 от 1986 года. Пиломатериалы должны быть не ниже 3-го класса, с минимальной высотой 2,5 см, минимальной шириной 8 см. Отношение ширины к высоте сохраняется от 1:1,5 раза.

Поперечные подложки кладут на расстоянии не меньше 0,5 м от края груза, не меньше 0,3 м от боковых стоек. Допускается использование конструкций из нескольких частей. Минимальная высота такого изделия 3,5 см, ширина и длина должны иметь одни и те же размеры.

При соблюдении требований к целостности груза допускается использование железных, железобетонных подставок. Используют их для напольной фиксации груза, предотвращения его смещения во время движения платформы. Таким образом защищают целостность полувагона.

Деревянные стойки на железнодорожных платформах

Стойки изготавливают из натуральной древесины круглого поперечного сечения с прямыми продольными волокнами. В нижней части стойки имеют толщину 12 - 14 см, в верхней – не меньше 9 см. В полувагонах средняя толщина деревянных стоек составляет 10 см.

Устанавливают стойки на полу железнодорожного полувагона, заводя нижнюю часть через лесную скобу, фиксируя проволокой диаметром от 5 мм, либо прядью, состоящей из двух проволок. Высота боковых стоек от днища не больше 2,76 м в пределах основных габаритов груза, 3,76 м в пределах зональных габаритов груза.

За нижний край скобы стойка выступает на 10 - 20 см. Зазор между стойкой и скобой не больше 1,5 см. Для уплотнения используют деревянный клин, забиваемый снизу, с последующим фиксированием несколькими гвоздями. Стальные низкоуглеродистые гвозди общего назначения соответствуют нормам ГОСТ 283 от 1975 года. Рекомендуется использовать гвозди диаметром 4 - 8 мм, длиной 100 - 200 мм, шириной шляпки 7,5 - 14 мм.

Вверх